Риски магазинов будущего, самое читаемое

admin
восстание машин и уличная преступность: риски магазинов будущего

Большинство концептов автоматической торговли, от Amazon Go до дронов-доставщиков, построено на принципе сокращения издержек путем применения новых технологий. Однако экономия может оказаться иллюзорной, если не предусмотреть эти очевидные риски.

Дроны, роботы-доставщики и магазины без продавцов созданы для мира, в котором нет преступности. Непонятно, действительно ли их создатели верят, что в будущем эту проблему мегаполисов благополучно решат, или просто забыли о ее существовании. Тем не менее, полностью автоматический магазин на колесах Moby Mart или робот-посыльный YAPE не выглядят защищенными от обычного уличного вора. Все они предполагают варианты безналичной оплаты, что снижает опасность ограбления с целью финансовой наживы, особенно, если проекты будут все так же специализироваться на продуктах питания, – но остается нефинансовый интерес мелких воришек и, наконец, обычный вандализм.

Летающие дроны выглядят более безопасными. По крайней мере, они перемещаются на высоте, недоступной для «наземных» преступников. Но и здесь обольщаться не стоит. Квадро- и октокоптеры создаются для перевозки более дорогостоящего товара, а значит, и техническая оснащенность потенциальных злоумышленников тоже будет выше. Некоторые идеи разработчиков тем будут даже помогать. В частности, Amazon на полном серьезе предлагает оснастить дрон системой саморазрушения в случае аварии, во время которой тот сбросит груз на парашюте. Его останется просто подобрать. Так что в нынешнем виде пускать беспилотники в некоторые районы слишком самонадеянно.

Вопрос о том, готово ли современное общество к широкому внедрению различных систем автоматических продаж, насыщенных дронами, роботами и прочими чудесами, уже начали поднимать. А ведь до массового применения всего этого пока далеко. Самую вероятную реакцию властей на них можно спрогнозировать. Например, в России почти все летающие игрушки так зарегулировали, что речь скорее идет о запрете. Требование регистрации и получения лицензии внешнего пилота для аппарата тяжелее 250 граммов совершенно не вдохновляет. Можно представить, что произойдет, когда начнется активное внедрение дрона.

Все осложняется тем, что потенциальная опасность в использовании автоматических систем доставки присутствует. Их действительно могут захватить террористы, чтобы снарядить взрывчаткой и направить на толпу. Какая компания захочет, чтобы их бренд ассоциировался с массовыми убийствами?

Будет или не будет государство регулировать новую автоматическую торговлю, пока неясно. Одинаково часто встречаются и пессимистические прогнозы с ежесекундной слежкой и тотальным контролем, и вполне радужные картины будущего. Но вот с чем точно придется столкнуться, так это юридическая сумятица от появления совершенно новых понятий и процессов.

В настоящее время компании, которые уже сделали первые шаги по внедрению технологий, надеются обойтись законодательными нормами, которые уже существуют. В 2017 году даже Amazon больше интересовала реформа налогообложения корпораций, иммиграционные законы и поглощение Whole Foods. На решение этих вопросов потратили 13 млн долларов. Лоббирование изменений в законодательстве касательно нововведений IT-сферы – Amazon Go, дронов, etc. – отложили на потом.

Обоснован ли такой оптимизм? Ведь проблемные моменты видны уже сейчас. Например, непонятно, кто будет нести материальную ответственность внутри магазина, с учетом того, что весь его персонал территориально находится в совершенно другом месте. Как будет работать система защиты прав потребителей? Смогут ли торговые точки придерживаться действующих ограничений?

Кибербезопасность всей системы – от риска потери управления конкретной кассой или дроном до взлома всей сети – еще одна важная проблема, которая стоит перед магазином будущего. Направление считается самым проработанным. В этой сфере уже трудится огромное количество IT-фирм и специалистов. Но всем очевидно, что полной гарантии защиты процессов от проникновения не даст никто.

Кроме того, большинство разработчиков сосредоточили свои усилия на защите от обычных магазинных воров. В Amazon Go за посетителями следит видеосистема. Чтобы открыть грузовой отсек YAPE требуется опознавание адресата роботом. В китайских стартапах все построено на смартфонах. Как компании будут бороться с теми, кто попытается подключиться к базе напрямую и получить личные данные пользователей или просто товар с полки, пока неясно. Настораживает и вопрос безопасности денежных средств покупателей. Ведь их списание происходит в автоматическом режиме.

Супермаркеты без продавцов, магазины, которые приезжают к дому, доставка пиццы прямо на балкон – согласитесь, такая картина будущего завораживает. Но есть в этих радужных перспективах один момент, о котором пока редко задумываются. Массовое внедрение беспилотников, как летающих, так и наземных, приведет к появлению совершенно новых и неожиданных сложностей. Количество роботов и автоматических систем возрастет, и они вряд ли получат единый центр управления. Наоборот, каждая компания захочет создать собственную сеть в регионе, что чревато неразберихой.

Жители российских мегаполисов хорошо знакомы с пробками, вряд ли им понравится, если заторы появятся еще и в небе. Безусловно, к тому времени введут какие-то «правила воздушного движения», которые будут забиты в память автопилотов. Но конкурентные войны между доставщиками за парковку или место в общем потоке могут стать обычным делом.

Современные технологии – вещь по умолчанию дорогая. Конечно, встречаются стартапы, которые планируют обслуживать интересы мелкого бизнеса. Но все же разработать и внедрить инновации проще крупным корпорациям. Это означает, что такие сети как Walmart или Metro вполне логично окажутся в первых рядах по массовому использованию систем, которые обычно относят к магазину будущего. И пусть они пока не в числе лидеров, но благодаря серьезным финансовым возможностям смогут подключиться к гонке в любой момент.

К уже существующим конкурентным преимуществам такие крупные ритейлеры получат еще и выгоду от автоматической торговли. А это означает, что поглощение мелких, менее расторопных и менее удачливых компаний ускорится. Собственно, процесс начался уже давно и концентрацией капиталов никого на рынке, в том числе и антимонопольные службы, не испугать. Но, с точки зрения небольших компаний, все это означает в будущем усиление давления со стороны крупной розницы.

Любая сложная система несет в себе потенциальную опасность появления сбоя. Поэтому не стоит воспринимать магазин будущего как абсолютно свободный от ошибок механизм – даже использование самых современных технологий не гарантирует бесперебойную работу. В ситуации, когда покупатель пришел расплачиваться к кассе, а его встречает синий экран Windows, нет ничего фантастического. В обычном магазине проблемы вынуждены исправлять люди. Но что делать в сети, которую предлагают создать в стартапе BingoBox? Там всего три сотрудника управляют сорока точками продаж. Обычные заевшие двери в одном из боксов нарушат нормальную работу всех, так как кому-то придется отвлечься на устранение этой неисправности.

Пример сбоя в более глобальных масштабах российская розница могла наблюдать 20 декабря 2017 года. Тогда из-за ошибки в работе онлайн-касс ритейлеры потеряли примерно 10 млрд рублей выручки и 2,5 млрд чистой прибыли. А ведь промахи в работе автоматизированных систем иногда довольно сложно обнаружить. И такие мелочи, как ошибка в коде товара, неправильная расстановка, отправка не в тот магазин, могут повлечь весьма значительные убытки.

***

Описанные угрозы все же не восстание машин или битва со SkyNet. В долгосрочной перспективе трудности преодолимы. Остается только заранее учитывать риски при раскрытии огромного потенциала технологий автоматической торговли.

Макс Усачев | RETAILER.ru

Источник: http://m113.ru

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться


Реклама: